Разработки уроков

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5 класса

«Умники и умницы»

 

 учитель: Джанаралиева Зайна Аюбовна

Цель: 1.Прививать детям любовь к русскому языку

              2. Развивать дух соревновательности, умения принимать собственные решения.

              3.Совершенствовать  креативность мышления, развивать логику.

 

Оборудование: Карточки для индивидуальной работы, ордена умников.

 

 

Пояснения: Игра проходит в два этапа, участвуют по 3 ребенка из каждого пятого класса в два потока. При отсутствии или неправильном ответе право ответа переходит к зрителям, отвечает тот, кто первым поднимает руку.

Участники выходят на дорожки( на красной два этапа, но ни разу нельзя ошибаться, на желтой три этапа, но ошибку можно допустить лишь один раз, на зеленой дорожке 4 этапа, но при этом можно допустить две ошибки).

 

Ход мероприятия:

 

1 тур: участники получают карточки со словами, куда надо вставить пропущенные буквы (10 слов) – на работу 5 минут, в это время зрители отвечают на вопросы разминки

 

      Карточка

  1. Уча…ствовать
  2. Сверс…ник
  3. Во…зал
  4. Шос…е
  5. Инт…рьер
  6. Параш…т
  7. Тер…аса
  8. Ар…мат
  9. Бат…рея
  10. Магн…тофон

 

 

1 вопрос:

 

Определяю я предметы,

Они со мной всегда приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

 

( Имя прилагательное)

 

2 вопрос:

 

Вспомните точное название картины художника Васнецова о трех богатырях.                   

 

(Богатыри)

 

3 вопрос:

 

Как пишется слово кое-кто?

 

(Через дефис)

 

 

Участники на основании выполненных заданий выбирают получают места и право выбирать дорожки.

 

 

Задания для красной дорожки

 

1.Почему в старину говорили: «Аз, буки и веди страшат, как медведи»?

 

( Обучение грамоте на Руси было очень трудным, давалось зубрежкой)

 

2. Какая грамматическая ошибка допущена учеником в высказывании?

Учитель:  Приведи пример трения.

Ученик: Человек на льду скользит, чтобы не скользил, его посыпают песком.

 

(Неверное употребление местоимения «его» создает в предложении двусмысленность. Нужно заменить местоимение существительным: Чтобы человек не скользил, лед посыпают песком.)

 

Задания для желтой дорожки

 

1.Сколько падежей в русском языке?

 

( Шесть падежей)

 

2.Слова базар и рынок – синонимы, но в некоторых сочетаниях отличаются друг от друга. Что означают выражения птичий базар и птичий рынок?

 

(Птичий базар – место массового сбора птиц на берегу, пустая болтовня (перен.)

Птичий рынок – место, где продают птиц и другую живность)

 

3.Грамотный человек должен знать названия букв своего алфавита. Поэтому вспомните, названия каких букв составляют целую эпоху?

 

(ЭР-А)

 

Задания для зеленой дорожки

 

1.Вспомните последнее слово в пословице: Того, кто любит труд, дела не …

 

(Затрут или перетрут)

 

2.Сколько звуков в слове «ВЬЮГА»?

 

( Пять звуков)

 

3. О чем ведется разговор:

 

- Это черная?

-Нет, это красная.

- А почему она белая?

- Потому что еще зеленая.

 

( О смородине)

 

4. Какие две формы речи существуют в языке?

 

( Устная и письменная формы речи)

 

 

2 тур: участники получают карточки со словами, куда надо вставить пропущенные буквы (10 слов) – на работу 5 минут, в это время зрители отвечают на вопросы разминки

 

Карточка

  1. Чу…ствовать
  2. Ровес…ник
  3. Э…замен
  4. Комис…ия
  5. Веет…ран
  6. Брош…ра
  7. ак…вариум
  8. Трен…р
  9. Сан…торий
  10. Ф…нтастика

 

1 вопрос

 

Чтобы отгадать метаграмму, нужно заменить одну букву другой, тогда вы получить новое слово:

С К в полях меня найдете.

С Г романсы запоете.

С В косички заплетете

 

( Колос, Голос, Волос)

 

2 вопрос

 

Имеют ли наречия окончания?

 

( Не имеют)

 

3 вопрос

 

Назовите подлежащее в предложении:

Сегодня с утра подморозило.

 

( Нет подлежащего)

 

 

Задания для красной дорожки

 

1.Почему по-разному можно понять предложение?

Из дома бабушки смех доносился.

 

(Из дома / бабушки смех доносился, то есть бабушкин смех.

Из дома бабушки/ смех доносился, то есть смеялись в бабушкином доме)

 

2.Найдите загаданный звук:

Я – в озерах и реках, но в воде меня нет.

Я – в арбузах и огурцах, но в дыне меня нет.

 

( Это звук «Р»)

 

Задания для желтой дорожки

 

1.Сколько в русском языке служебных частей речи?

 

(Четыре части)

 

2.Что объединяет следующие слова: Тбилиси, Дели, Токио, кофе?

 

( Все эти существительные мужского рода)

 

3.Отгадайте загадку:

 

Я от солнца, от огня,

Яркий луч несет меня,

Но бывает смысл иной:

Весь огромный шар земной.

 

(Свет)

 

Задания для зеленой дорожки

 

1.Вспомните пословицу, по которой создан следующий газетный заголовок:

Каков факт, таков и акт.

 

(Каковы сани, таковы и сами)

 

2.Сколько звуков в слове ХЛОПЬЯ?

 

( Шесть звуков)

 

3.Пословицы есть только в русском языке или эти выражения интернациональные? Докажите.

 

( Это интернациональные выражения, при переводе чаще всего подбирается эквивалент пословицы в другом языке)

 

4. О каком языковом явлении идет речь?

Много разных есть ключей:

Ключ – родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ дверной.

 

( Слова с разными значениями  - это омонимы)

 

Подведение итогов игры, награждение победителей.

 

 

Разработка

 

урока русского языка в 5 классе на тему:

 

«ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

 

Учитель: Джанаралиева З.А.

 

Цели урока:

 

образовательные:

 

  • познакомить учащихся с понятиями "простые и сложные предложения";
  • научиться распознавать простые и сложные предложения, определять основные признаки сложного предложения, строить сложное предложение, определять его границы;
  • познакомить с делением сложного предложения по средствам связи на союзное и бессоюзное;
  • обратить внимание учащихся на интонационное единство сложного предложения, помогающее определять его границы;
  • учить выделять существенные признаки в изученном материале (формулирование вопросов, выводов, обобщать факты и понятия)

 

развивающие:

 

  • развивать у учащихся устную речь, память, внимание;
  • развивать навык чёткого и красивого письма;
  • развивать познавательный интерес учащихся к русскому языку;
  • формировать умение следовать устным и письменным инструкциям учителя и учебника;
  • совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся;
  • закрепить навык определения простых осложнённых  и сложных предложений;
  • закрепить навык постановки запятой в простом осложненном предложении, сложном предложении;
  • формировать орфографическую зоркость, грамотность учащихся;
  • развивать навык свободного письма, речь, развивать кругозор учащихся, творческое мышление

 

воспитательные:

 

  • расширять коммуникативные способности детей;
  • закреплять способы развития работоспособности и профилактики утомления;
  • воспитывать интерес к русскому языку через  языковые средства;

 

  • воспитывать культуру общения на уроке, ответственное отношение к учебе;

 

  • воспитывать необходимое для красивой и грамотной речи чувство языка

 

Тип урока: урок изучения нового материала

 

Методы обучения: проблемно-поисковый метод, наглядный.

 

Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая

 

Оборудование и техническое оснащение: учебник, тетрадь, компьютерная                           презентация, таблица со схемами предложений, словарь, карточки с упражнениями и тестами.

 

Технологии: общепедагогические технологии, системно-деятельные технологии, здоровьесберегающие и информационно- коммуникативные технологии.

 

Этапы  урока:

 

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Формулирование темы и цели урока.
  4. Изучение нового материала.
  5. Закрепление изученного материала. 
  6. Проверочная работа.
  7. Подведение итогов. Рефлексия.
  8. Домашнее задание.

 

ХОД УРОКА

 

 1.Организационный момент

 

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас в нашем классе. Сегодня нас ждем интересный и увлекательный урок. Желаю вам удачи и хороших оценок!

 

  2.Актуализация знаний

 

Запишите предложение и произведите полный синтаксический разбор, составьте схему.

 

В морозном воздухе кружились снежинки.

 

-       Ребята, мы продолжаем изучать тему «Предложение». Ответим на вопросы:

 

­   Какие бывают предложения по цели высказывания?  (Повествовательные, вопросительные, побудительные).

 

­   По интонации? (Восклицательные, невосклицательные).

 

­   По наличию второстепенных членов предложения? (Распространенные, нераспространенные)

 

­   Что такое грамматическая основа предложения? (Грамматическая основа – это подлежащее и сказуемое)

 

­   На доске записаны предложения.

 

  1. Солнце св..тило  ярко, и снег  быстро растаял. 2. Вода поднялась и зат..пила  бобровую хатку. 3. Бобры перет…щили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята ок…зались в воде и поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выб…лся из сил и стал тонуть. 6. Я заметил это,  выт…щил его из воды и принес к себе домой.   7. Утром вода спала, и я пос…дил бобренка в мешок и поск…рее отнес к реке.

 

Учитель. Прочитайте предложения .  Спишите их в тетрадь, вставьте пропущенные буквы, устно подберите проверочные слова. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу.  ( Выполняется проверка на интерактивной доске)

 

Учитель.  Озаглавьте текст, определите тему, стиль, тип речи.

 

(Случай с бобрятами. Текст о происшествии с бобрами. Художественный стиль, тип речи - повествование)

 

Учитель. Чему учит нас этот текст? (Любить и охранять природу).

 

3. Формулирование темы и цели урока

 

Учитель. Какие предложения вы назвали бы простыми, а какие — сложными?
(Предложения с одной грамматической основой можно назвать простыми, а предложения с несколькими грамматическими основами — сложными).

 

Учитель. Сформулируйте тему сегодняшнего урока, исходя из наших рассуждений.
(Тема сегодняшнего урока — «Простые и сложные предложения).
На доске записывается тема урока.

 

Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте также опорные слова, написанные на доске.

 

1) Познакомиться с ... и ...;
2) учиться различать ... и ...;
3) учиться ставить ...

 

Цель: познакомиться с простыми и сложными предложениями; учиться различать простые и сложные предложения; учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях.

 

4. Изучение нового материала

 

Учитель. Итак, мы с вами выяснили, что предложения, имеющие одну грамматическую основу, называются простыми, а предложения, имеющие несколько грамматических основ, называются сложными. А теперь еще раз прочитайте сложные предложения. Скажите, сколько простых предложений в каждом сложном?
(В каждом сложном по два простых предложения).

 

Учитель. Прочитайте первые простые предложения, входящие в состав сложных. Скажите, имеют ли они интонацию конца предложения? Связаны ли они по смыслу со вторыми простыми предложениями?
(Первые предложения, входящие в состав сложного, не имеют интонации конца предложения и связаны со вторыми простыми предложениями по смыслу).

 

Учитель. Обобщите наши рассуждения. Скажите, как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложного?
(Простые предложения, входящие в состав сложного, связаны между собой по смыслу и интонационно).

 

Учитель. Посмотрите на первое сложное предложение. Скажите, чем, кроме смысла и интонации, могут соединяться между собой простые предложения, входящие в состав сложного (учитель обводит кружочком союз и).
(Кроме смысла и интонации, простые предложения, входящие в состав сложного, могут соединяться между собой с помощью союза).

 

Учитель. Сложные предложения могут быть союзными – простые предложения соединяются с помощью союзов, а могут быть бессоюзными – части соединяются при помощи смысла и интонации.

 

Сравните:  Выпал снег, и деревья оделись пушистым покрывалом.

 

                   Выпал снег, деревья оделись белым покрывалом.

 

Учитель. С помощью какого знака препинания разделяются простые предложения, входящие в состав сложного (учитель выделяет запятые).
(Простые предложения в составе сложного разделяются запятыми).

 

Учитель. Обобщите наши рассуждения по плану:

 

1. Какие предложения называются простыми, а какие — сложными?
2. Из чего состоит сложное предложение?
3.  Как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложного?
4.  Какие сложные предложения называются союзными, а какие - бессоюзными?
5.  Чем разделяются простые предложения, входящие в состав сложного?

 

Учитель. Прочитайте новый материал по учебнику. Сравните его с нашими выводами.

 

5. Закрепление изученного материала

 

Учитель. А сейчас проведем небольшой эксперимент.

 

Какие это предложения? Составьте их схемы.

 

  1. Пришла осень.
  2. Пришла осень и позолотила листья на деревьях.
  3. Пришла осень, и лес надел золотой наряд.

 

Измените  ( устно) последнее предложение так, чтобы получилось БСП.

 

Физкультминутка.

 

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место ти...

 

Игра «Определи предложение по структуре».  ( Учащиеся показывают руками. Если предложение простое, поднимают 1 руку, а если сложное, то 2 руки. Объясняют свой выбор).

 

  • Пришла долгожданная весна.
  • Пригрело солнышко, и на деревьях набухли почки.
  • Появились первые клейкие листочки.
  • Лесные певцы вернулись из теплых стран, и лес наполнился веселыми голосами.
  • Выбирается из берлоги медведь.
  • Скоро весь лес покроется молодыми листочками, зазвенят птичьи голоса.

 

Учитель. Продолжим наш разговор о сложном предложении  Прочитайте упражнение, сформулируйте к нему свое задание. ( Нужно продолжить предложения так, чтобы они стали сложными). Составляем и записываем.

 

  1. Каждый вечер шел дождь, и…
  2. Каждый вечер шел дождь, но…
  3. Каждый вечер шел дождь, а…
  4. Каждый вечер шел дождь, потому что…
  5. Каждый вечер шел дождь, однако…

 

Учитель. Ребята, сегодня мы очень хорошо поработали, пришло время проверить, чему научились. Вам предложены задания, выполните их.

 

1.Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствие в предложении.

 

Утром вода спала( ?) и я посадил бобренка в мешок и поскорее отнес к реке.

 

1)    простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

 

2)    сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая

 

3)    простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

 

4)    сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна

 

2. Выбрать определение сложного предложения.

 

1.Сложные предложения – это предложения, количество слов в которых больше, чем в простых.

 

2.Все сложные предложения можно разделить на самостоятельные простые предложения.

 

3.Сложные предложения – это предложения, состоящие из двух или нескольких простых.

 

3. Выбрать один из способ связи простых предложений в сложное.

 

1.С помощью обобщающих слов.

 

2.С помощью союзов.

 

3.С помощью порядка слов.

 

4.Выбрать схему сложного предложения.

 

1.[–  =], [–  =].

 

2.[–  =].

 

3.[–  =,  =,].

 

5. Найти сложные предложения.

 

1.Дождь стучал по крышам и трепал деревья в саду.

 

2.Осень наступила, высохли цветы, и глядят уныло голые кусты. 

 

3.Над лугами  шел  холодный дождь, и  ветер  налетал  косыми ударами.

 

6. Найти простые предложения с одно­родными членами.

 

1. Приближалась осень, и в лесу на земле лежали первые желтые листья.

 

2. Осень подкрадывается незаметно, а зима приходит внезапно.

 

3.Тучка была небольшая, а разразилась большим дождем.

 

Учитель. Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.

 

. Поставьте оценки: «5»-нет ошибок, «4»- 1 или 2 ошибки, «3»- 3 ошибки.

 

6. Подведение итогов. Рефлексия.

 

Учитель.  Сегодня очень хорошо работали , у нас получился очень увлекательный урок

 

-Ребята, вы молодцы сегодня! Давайте подведем итог!

 

-Чему мы научились сегодня на уроке?

 

-Что больше всего понравилось на уроке?

 

-Какое предложение называют сложным? Какое предложение называют простым?

 

-Какие знаки препинания ставятся в сложном предложении?

 

-Какую роль может играть союз “и” в предложении?

 

-Для чего нужно обязательно определить, что соединяет союз “и”,  прежде  чем ставить запятую?

 

7. Домашнее задание:  Выписать из любого художественного произведения 7-8 сложных предложений разных типов.